Семеричный путь
Семеричность (теософия Блаватской)
Семеричность (англ. The Septenary) — один из основных принципов, лежащих, согласно представлениям теософов, в основе мироздания. Теософская доктрина постулирует, что Единый Вечный Закон развивает всё сущее в проявленной природе на принципе семеричности.
Семеричность макрокосмическая
Согласно теософской доктрине, на определённом этапе космогенеза происходит дифференциация «зародыша» Вселенной в семеричную иерархию сознательных божественных Сил, представляющих собой активные проявления Единой Высочайшей Энергии. Это разработчики, ваятели и, наконец, создатели всей проявленной Вселенной. Они вдохновляют и направляют её и являются теми разумными существами, которые регулируют и контролируют эволюцию, воплощая в себе те проявления Единого Закона, что известны нам как «законы природы».
Теософия учит, что в природе есть семь основных сил и семь планов бытия, а значит, и семь состояний сознания, в которых человек может жить, думать, помнить, и вообще быть. Е. П. Блаватская поясняет, что под планом следует понимать уровень существования пространства, который по своей природе таков, что не может быть в пределах обычного бодрствующего восприятия, будь то умственного или физического, но который существует в природе за пределами обычного рассудка и сознания, вне трёхмерного пространства и привычного деления времени. У каждого из семи основных планов в пространстве — взятом в целом, как «чистое пространство» по определению Локка, а не известное всем ограниченное пространство — есть своя объектная и субъектная сторона, своё пространство и время, своё сознание и набор чувств.
Доктрина семеричных планетарных цепей в Солнечной системе утверждает, что каждая планета, независимо от того, на каком плане бытия она находится (физическом или метафизическом), имеет шесть планет-сестёр. Эволюция жизни на этих семи планетах, от первой до седьмой, происходит на протяжении семи кругов, или семи циклов.
А.П. Синнетт пишет, что наша планетарная цепь, земная, — далеко не единственная, имеющая своим центром Солнце. Точно так же, как в нашей цепи есть другие планеты, помимо Земли, так и в Солнечной системе существуют иные планетарные цепи, помимо нашей. Всего таких цепей семь.
Семеричность микрокосмическая
Теософы различают в человеке две разные природы: высшее или духовное существо, состоящее из трёх «принципов» (начал), или аспектов, и низшее существо, или личность, состоящую из четырёх начал — итого их семь.
Человек развивается в процессе прохождения серии кругов (каждый из которых охватывает всю планетарную цепь), и только после преодоления семи таких кругов предназначение цепи будет полностью выполнено. Каждый круг специально предназначен для преимущественного развития одного из семи принципов человека. Одновременно идёт подготовка к освоению следующего принципа. Например, в первом круге человек был как бы тенью, его форма была неразумна и слабо организована. У него развивался первый принцип — тело, и он приспосабливался к использованию жизненной силы (праны). В четвёртом круге, в котором мы находимся сейчас, полностью развивается четвёртый принцип — желание и происходит подготовка к полному владению интеллектом.
Синнетт пишет:
«Эволюцию человеческих рас можно разделить на семь периодов, и число объективных миров, составляющих нашу систему, одним из которых является наша Земля, также равно семи. Напомню, что для оккультистов это такой же несомненный факт, как и для физической науки — знание того, что спектр состоит из семи цветов, а музыкальная гамма — из семи нот. В природе тоже семь царств, а не три, как это утверждает несовершенная классификация современной науки. Человек принадлежит к царству, определённо отличному от царства животных и включающему существ в более высоких состояниях, пока что не знакомых человечеству. Ниже минерального существуют ещё три царства природы, совершенно неизвестные западной науке». |
Каждая раса из семи, образующих круг (то есть последовательно развивающихся на Земле, по мере прохождения через неё волны человечества, совершающей круговое движение вдоль планетной цепи), подразделяется на подрасы. В каждой расе насчитывается семь таких подрас, каждая из которых делится, в свою очередь, на семь малых подрас, или ответвлений. Каждая человеческая индивидуальность должна пройти за время своего пребывания на Земле через все эти расы, каждый раз, когда приходит на эту планету в своём круговом перемещении по системе планет.
Значение числа семь
В 1880 году Блаватская пишет статью «Число семь». Поводом для этого послужила публикация в немецком журнале Die Gegenwart научной статьи Блохвитца «Значение числа семь». Блаватская цитирует:
«Число семь признавалось священным не только всеми цивилизованными народами античности и Востока, но и глубоко почиталось даже позднейшими народами Запада. Астрономическое происхождение сего числа не вызывает сомнений. Человек, с незапамятных времён ощущавший свою зависимость от небесных сил, всегда и во всём подчинял землю небесам. Таким образом, самые большие и яркие светила в его глазах становились наиважнейшими и высочайшими из сил; таковы были планеты, коих весь античный мир насчитывал семь. С течением времени они претворились в семь богов. У египтян было семь изначальных высших богов, у финикийцев — семь кабиров, у персов — семь священных коней Митры, у парсов — семь ангелов, противостоящих семи демонам, а также семь небесных обителей, соответствовавших семи нижним сферам. Чтобы более ясно представить сию идею в конкретной форме, семь богов часто изображались как семиглавое божество. Всё небо подчинялось семи планетам, поэтому почти во всех религиозных системах мы находим семь небес». |
Далее Блаватская, развивая мысль автора, пишет, что в мистическом почитании Митры было семь врат, семь алтарей и семь таинств. Священники многих восточных народов подразделялись на семь степеней, семь ступенек вели к алтарям, а в храмах горели свечи в подсвечниках о семи ветвях. Некоторые масонские ложи и поныне имеют семь и четырнадцать ступеней. Семь планетарных сфер являлись образцом для государственных делений и организаций. Китай подразделялся на семь провинций, древняя Персия — на семь сатрапий. Согласно арабской легенде, семь ангелов охлаждают Солнце с помощью льда и снега, дабы оно не испепелило Землю, и семь тысяч ангелов каждое утро приводят в движение Солнце. Две древнейшие реки Востока — Ганг и Нил — имеют по семь устьев. В древнем Востоке было семь главных рек (Нил, Тигр, Евфрат, Окс, Джаксартез, Аракс и Инд), семь знаменитых сокровищ, семь городов, полных злата, семь чудес света и так далее.
Как нам уже стало известно, у Семи Строителей, восседающих на своих акашических престолах в огромном черепе Вселенского Человека, есть свои микрокосмические аналоги в головном мозге человека. К ним относятся семь звезд — небесные нечто — чьи сущности переносятся «росой» точно так же, как звездная «влага» переносит семь аспектов астрального света. Не подлежит сомнению, что семи Дхьяни-буддам (двое из них не имеют имен), о которых сказано, что они обитают в ауре сердца, соответствуют семь полостей головного мозга, в которых рефлексия[160] возводит их сущности на престол. Таким образом, Марс соответствует мозжечку, Сатурн — corpora quadrigemina (четырем парным телам), Венера — шишковидной железе, Меркурий — также шишковидной железе после насыщения кундалини, Юпитер — всей полости черепа, заполненной Акашей, Луна — своду головного мозга, а Солнце — пране в третьем желудочке. Некоторые современные авторы соотносят Уран с гипофизом, а Нептун — с шишковидной железой, или наоборот.
Кристально чистая роса, о которой говорит св. Иоанн, и океаны, упоминаемые в первых стихах Книги Бытия, также имеют аналоги в человеческом теле. Спрашивается, а не содержатся ли в рассказах об Океане Вечности и Млечном Пути намеки на кристальную росу адептов? В подтверждение этой догадки вновь обратимся к восточным философиям. В индийских мистических книгах седьмая, или высшая, чакра головного мозга — сахасрара — часто называется «лотосовым чаном» (Т.Субба Роу). «Мелодично журчащую воду из этого чана, — продолжает знаменитый ученый, — называют амритой, или нектаром». С введением этого понятия открывается совершенно новое поле для исследования. Согласно «Ведам», амрита, или «напиток бессмертия», была получена в результате вспенивания великого океана. Слово «амрита» буквально означает бессмертный. Вот вам и эликсир жизни алхимиков, который также называют соком священной сомы, напитком посвящения, подлинный состав которого, равно как и рецепт алхимиков, считается утерянным. «Проще говоря, — пишет Е.П.Блаватская в “Люцифере”, — сома — это плод Древа Знания». Сома к тому же служит символом луны, а эзотерически луна — это правитель разума точно так же, как солнце считается правителем духа. Вернемся к чакре под названием сахасрара. В «Арунопнишаде» сказано, что в этой чакре «помещается золотая чаша в окружении ярких лучей, обитель счастья». А значит, там же находится Грааль, священная чаша, охраняемая рыцарями в замке с куполами на холмах христианской Испании. Именно в этом заключен эзотерический смысл чаши для причастия, подтверждаемый словами Макса Мюллера о том, что напиток из сока сомы «имел то же значение в жертвоприношениях Веды и Авесты, что и сок винограда в культах Вакха». Вино Вакха превратилось в вино Христа, кровь Логоса, которую изображают изливающейся семью струями из пасхального агнца.
Боги Боги на высотах Олимпа вкушали амброзию, подкрепляющий напиток бессмертных, который в виде чаши Ганимеда увековечен ныне как сосуд с водой в созвездии Водолея. Испившие этого напитка более никогда не испытывали жажды, что роднит его с водами жизни, о которых упоминает святой Назорей. Можно ли сомневаться, что все эти туманные намеки указывают на некую оккультную истину, имеющую глубокий смысл, ускользнувший от внимания большинства современных символистов? В уже упомянутых ранее готских ритуалах, неофиту в завершение обряда посвящений давали глотнуть небесного меда из чаши, сделанной из человеческого черепа. Похожие чаши из черепов входят в число священных принадлежностей тибетских мистерий. Возникает вопрос, не заключено ли в этом ритуале нечто большее, чем просто выражение обрядовой стороны культа? Розенкрейцеровская роза, вырастающая из черепа, служит еще одним подтверждением взаимосвязи «росы» с головным мозгом. Итак, постепенно продвигаясь сквозь массу символов, самое убедительное доказательство в цепи соответствий мы обнаруживаем в самом неожиданном месте — в Эднах[161]. В одной из последних глав этого произведения приведено описание Древа Мира — Иггдрасиля[162], из которого со всей очевидностью следует, что этот символ в целом был задуман для толкования не только вселенной, но также и человеческого тела. На верхних ветвях этого дерева, соответствующих головному мозгу человека, изображены пять животных: хейдрун — коза Одина, дающая небесный мед, и четыре козла — дайн, двалин, дунейр и дуратор. Из рогов этих козлов, согласно легенде, медовая «роса» капала вниз на землю. Ветви этого дерева соответствуют ветвям, упомянутым в «Зогаре», на которых птицы (ангелы) вили свои гнезда (нервные или сосудистые сплетения).
Применительно к микрокосму все эти аллегории, лишившись своей символики, раскроют сокрытую в них тайну оккультной анатомии. Работа головного мозга человека, который, как нам теперь известно, заполнен и окружен «тонким туманом», вызывает осаждение Акаши, мозговой «росы», которая является скорее светящимся эфиром, чем жидкостью. Однако такая «роса» мышления более осязаема, чем газ, и, подобно падающей сверху манне небесной, капая вниз, просачивается между двумя полушариями головного мозга и, в конце концов заполняет третий желудочек, который служит своего рода резервуаром для небесной воды. Эта «роса» превращается в суспензию (или взвесь) или, как сказали бы алхимики, «окрашивается» в результате ментальной деятельности семи мозговых звезд, образующих северное созвездие человека., Именно эта вода содержится в небесном «Ковше» микрокосма[163], который индусы называют созвездием Семи Риши полюса.
https://www.phantastike.com/way/okkultnaya_anatomia_cheloveka/html/?page=107
Семеричность макрокосмическая
Согласно теософской доктрине, на определённом этапе космогенеза происходит дифференциация «зародыша» Вселенной в семеричную иерархию сознательных божественных Сил, представляющих собой активные проявления Единой Высочайшей Энергии. Это разработчики, ваятели и, наконец, создатели всей проявленной Вселенной. Они вдохновляют и направляют её и являются теми разумными существами, которые регулируют и контролируют эволюцию, воплощая в себе те проявления Единого Закона, что известны нам как «законы природы».
Теософия учит, что в природе есть семь основных сил и семь планов бытия, а значит, и семь состояний сознания, в которых человек может жить, думать, помнить, и вообще быть.
У каждого из семи основных планов в пространстве — взятом в целом, как «чистое пространство» по определению Локка, а не известное всем ограниченное пространство — есть своя объектная и субъектная сторона, своё пространство и время, своё сознание и набор чувств.
Доктрина семеричных планетарных цепей в Солнечной системе утверждает, что каждая планета, независимо от того, на каком плане бытия она находится (физическом или метафизическом), имеет шесть планет-сестёр. Эволюция жизни на этих семи планетах, от первой до седьмой, происходит на протяжении семи кругов, или семи циклов.
Теософы различают в человеке две разные природы: высшее или духовное существо, состоящее из трёх «принципов» (начал), или аспектов, и низшее существо, или личность, состоящую из четырёх начал — итого их семь.
Человек развивается в процессе прохождения серии кругов (каждый из которых охватывает всю планетарную цепь), и только после преодоления семи таких кругов предназначение цепи будет полностью выполнено. Каждый круг специально предназначен для преимущественного развития одного из семи принципов человека. Одновременно идёт подготовка к освоению следующего принципа. Например, в первом круге человек был как бы тенью, его форма была неразумна и слабо организована. У него развивался первый принцип — тело, и он приспосабливался к использованию жизненной силы (праны). В четвёртом круге, в котором мы находимся сейчас, полностью развивается четвёртый принцип — желание и происходит подготовка к полному владению интеллектом.